Неточные совпадения
Я уже много раз писал о социологическом
характере логической общеобязательности и соответствии этой общеобязательности и убедительности ступеням духовной общности.
И
логическая общеобязательность познания носит
характер социологический.
Общеобязательность познания имеет не только
логический, но и социологический
характер.
Я твердо стоял на кантовском à priori, которое имеет не психологический, а
логический и этический
характер.
Франция — это только отвод, — говорил он, — с Францией он на Бельгии помирится или выбросит ей кусок Лотарингии — не Эльзас, нет! — а главным образом взоры его устремлены на Россию, — это узел его политики, — вот увидите!"По его мнению, будь наше время несколько менее тревожно, и деятельность Бисмарка имела бы менее тревожный
характер; он просто представлял бы собой повторение твердого, спокойного и строго-логического Гизо.
В произведениях исторического
характера правда должна быть фактическая; в беллетристике, где происшествия вымышлены, она заменяется
логическою правдою, то есть разумной вероятностью и сообразностью с существующим ходом дел.
Нам кажется, что все их неудачи происходили оттого, что они просто
логическим процессом доходили до убеждения, что такого
характера ищет русская жизнь, и затем кроили его сообразно с своими понятиями о требованиях доблести вообще и русской в особенности.
Очевидно, что
характеры, сильные одной
логической стороной, должны развиваться очень убого и иметь весьма слабое влияние на жизненную деятельность там, где всею жизнью управляет не логика, а чистейший произвол.
И
логическое место Божества в системе определяется общим
характером данного философского учения: сравните с этой точки зрения хотя бы систему Аристотеля с его учением о божественной первопричине — перводвигателе, с не менее религиозной по общему своему устремлению системой Спинозы, или сравните Канта, Шеллинга, Фихте, Гегеля в их учениях о Боге.
Она определяет ту его внешнюю границу, за которую невозможно отклоняться, но она отнюдь не адекватна догмату, не исчерпывает его содержания, и прежде всего потому, что всякая догматическая формула, как уже сказано, есть лишь
логическая схема, чертеж целостного религиозного переживания, несовершенный его перевод на язык понятий, а затем еще и потому, что, возникая обычно по поводу ереси, — «разделения» (αϊρεσις — разделение), она преследует по преимуществу цели критические и потому имеет иногда даже отрицательный
характер: «неслиянно и нераздельно», «одно Божество и три ипостаси», «единица в троице и троица в единице».
Очевидно, что если возможно, с известной
логической правомерностью, отрицать принудительность этики, как коренящейся в свободной воле, то уже совершенно естественно подвергать сомнению общезначимую эстетику и объективный
характер красоты.
Логическая общеобязательность в познании носит социальный
характер.